26 и 27 марта в студии «Black Beast Media» (ул. Волгоградская, 8) вновь пройдут показы первого белорусского спектакля, созданного благодаря поддержке зрителей и краудфандинговой платформы ulej.by. Премьера «Опиума», поставленного режиссером Александром Марченко по пьесе белорусского драматурга Виталия Королева, состоялась в апреле прошлого года, а в марте 2017-го «Опиум» был назван лучшим спектаклем 2016 года по версии белорусских критиков, журналистов и блогеров.

Елена Мальчевская, театральный критик, куратор интернет-проекта «Театральная Беларусь»: «В моем личном топ-5 «Опиум» был, я его считаю одним из лучших спектаклей 2016 года. Даже не столько спектаклем, сколько проектом, потому что консолидация театрального сообщества – не только со стороны профессии критиков или актеров, а объединение всех и поддержка зрителей, – мне кажется, это очень важно. Я не могу сказать, что в рейтинге (рейтинг самых интересных спектаклей 2016 года по версии критиков, опубликован на портале «Театральная Беларусь» – прим. автора) мы стремимся выделить или не выделить кого-то, мы скорее хотим очертить круг и показать, что попало в поле внимания экспертов, что они отметили. Это важно и для экспертов, и для тех, кто в театральном поле, потому что иногда важно получить момент признания и напоминание, что твою работу заметили. Поэтому наш список – это, скорее, не обязательство, а внимание, когда эксперты говорят «смотрите, нам очень важно и интересно то, что вы делаете».

 width=

Белый кабинет, осваиваемый вместо привычного для белорусского театра «BlackBox» пространства режиссёром Александром Марченко, – это предложение альтернативного взгляда на возможности современного театра. Спектакль «Опиум» предлагает посмотреть в зеркало и увидеть там знакомый мир «жизни обыкновенной». Люди, обремененные ежедневными заботами и проблемами, – что может быть проще? В то же время, что такое повседневная реальность: незначительная частность или основополагающее звено? Непростые отношения в семье, поиски работы, мечты о лучшей жизни – все это включенный режим выживания в условиях обыкновенных, привычных для постсоветского человека.

В современном белорусском театре и драматургии все громче звучат проблемы простого человека, социальный контекст становится не просто фоном, но толчком к развитию конфликтов.  Герои спектакля борются за  вещи естественные и необходимые, борьба дается нелегко, а судится не всегда справедливо. Театр – это способ разговора, это инструмент, с помощью которого создатели спектакля обращаются к зрителям, чтобы разобраться в реальном мире и услышать голоса с обратной стороны рампы.

Анжелика Крашевская, директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»: «В марте показ будет в День театра. Эта дата сама по себе важная, но и для нас особенная: прошел год с премьеры, спектакль успел поучаствовать в Belarus Open и сейчас в новом сезоне мы рады, что к нему есть интерес. Радостно то, что «Опиум» в принципе в прошлом году получился. Это был тогда первый опыт и для нас, и для «Улья» в плане сбора именно на спектакль. Нужно было понять, как этот механизм работает в части театра. Потому что есть такое убеждение, что зритель идет куда-то только за развлечением. Но здесь мы наоборот говорили о достаточно сложных и актуальных вещах.  И оказалось, что театр – это как раз-таки поле для диалога зрителя, актера, режиссера».

Текст: Виктория Белякова
Фото: Евгения Петрученко