10 декабря в Минске можно будет услышать уникальную оперу – «Любовь издалека» в постановке Метрополитен-опера. Написанная на сюжет из французского средневековья финкой Кайей Саариахо и впервые представленная публике чуть больше 15 лет назад, «Любовь издалека» соединила в себе лучшие черты оперного искусства: романтический сюжет, трагическую развязку и музыку, которая надолго остаётся в памяти.

loin

Опера «Любовь издалека» рассказывает историю трубадура Жофре Рюделя, полюбившего графиню Триполитанскую, о красоте и благородстве души которой он много слышал от паломников. Чтобы увидеть свою «далёкую любовь», во имя которой он слагал стихи и песни, трубадур присоединился к крестовому походу и отправился в Ливан. Но это путешествие стоило ему жизни: прибыв в Триполи, Рюдель скончался на руках возлюбленной. Эта легенда стала ярчайшим примером возвышенной любви, которая на протяжении почти тысячи лет вдохновляла художников, писателей и музыкантов.

Кайя Саариахо заинтересовалась этой историей, когда жила в Париже. В середине 90-х она положила на музыку одно из стихотворений Рюделя – «Lohn», а спустя всего несколько лет написала оперу на либретто Амина Маалуфа, премьера которой состоялась в 2000 году в Зальцбурге. The New York Times назвал «Любовь издалека» – первое большое произведение Саариахо – «пронзительной и совершенно безукоризненной работой».

Спустя 15 лет после премьеры оперы за постановку истории Жофре Рюделя для Метрополитен взялся канадец Робер Лепаж – основатель и руководитель театральной компании Ex Machina, лауреат крупнейшей европейской театральной премии «Европа – театру» и обладатель наград «Берлинале». Лепаж – режиссёр, актёр и драматург, успевший за свою театральную и кинематографическую карьеру поработать не только на родине, но также в США, Великобритании, Франции и России. Он неоднократно ставил концертные программы Питера Гэбриэла и шоу Цирка дю Солей. В опере Лепаж часто обращается к произведениям современников или композиторов-реформаторов начала ХХ века. В его копилке – постановки на музыку Вагнера и Бартона, Шёнберга и Стравинского и даже опера «1984» Лорина Маазеля по мотивам культовой антиутопии Оруэлла.  С Metropolitan opera он уже работал в 2008, 2011 и 2012 годах. В новом сезоне Лепаж вернулся в «Мет», чтобы представить публике свою версию «Любви издалека».

«Любовь издалека» стала первой за более чем 100 лет оперой Мета, написанной женщиной. Увидеть современную постановку нестареющей истории в прямой трансляции можно 10 декабря в кинотеатре «Центральный».